Недавно Московская служба занятости решила выяснить, насколько легко дается жителям столицы непростой процесс трудоустройства. Оказалось, что для очень многих он связан с крайне неприятными переживаниями, вызванными чрезмерной придирчивостью работодателей.
Более половины москвичей при поиске работы на собственном опыте сталкивались с различными проявлениями дискриминацией со стороны потенциального начальства или кадровиков. Эксперты считают, что работодатели российской столицы - едва ли не самые взыскательные в мире, причем порой их требования к сотрудникам доходят до нонсенса. Еще совсем недавно список причин, которые могли служить основанием для отказа в приеме на работу, был стандартным - несоответствие пола, возраста и семейного положения. Но сейчас отрицательное решение может быть мотивировано совсем уж оригинальными аргументами.
По словам сотрудников кадровых агентств, в последнее время столичный рынок вакансий охватила повальная мода на приезжих. Во многих организациях наотрез отказываются рассматривать кандидатов, не имеющих московской прописки, но все больше и больше работодателей склонны надеяться на трудоголизм, стрессоустойчивость и сговорчивость "гостей" столицы. В некоторых сферах диплом о провинциальном образовании ценится выше московского: традиционность подхода к обучению в глубинке имеет свои плюсы.
Между тем любой из подобных критериев отбора - проявление дискриминации в отношении соискателя. По данным проведенного исследования, каждый второй житель столицы (51,2%) как минимум однажды получал неправомерный отказ в приеме на работу.
Наиболее часто работодатели "отметают" кандидатов по возрастному признаку, с такими отказами столкнулись треть опрошенных. Гораздо реже придираются к полу (около 7%), примерно столько же - к состоянию здоровья (6%) и семейному положению (5%). Крайне редко в Москве встречаются случаи ущемления соискателей по национальному признаку (2,6%).
Между тем, эти показатели на мировом уровне выглядят пренебрежением к правам человека. Даже сами объявления о вакансиях, публикуемые в российской столице, неправомерны. В Британии, к примеру, запрещено указывать желаемый пол и возраст будущих сотрудников, причем во многих случаях принять на работу пенсионера оказывается для работодателя куда выгоднее, чем молодого человека. Существуют сети супермаркетов, где сотрудники все сплошь за 50, но при этом руководство на них не нарадуется: работают они стабильно, не воруют, не страдают похмельем и прочими последствиями излишеств, не стремятся сменить место, повинуясь внезапному порыву, как это порой делает молодежь.
Печальнее всего то, что россияне давно привыкли к дискриминации в сфере труда и смирились с ней, перестав воспринимать вопиющее нарушение собственных прав как нечто из ряда вон выходящее. Объявления о приеме на работу, которые любой юрист охарактеризует как незаконные, ни работодателей, ни соискателей не смущают.
С другой стороны, доказать факт дискриминации практически невозможно, так что покорность москвичей перед произволом потенциального начальства - всего лишь констатация неизбежного. Разумеется, можно обратиться в суд и трудоустроиться вопреки желанию руководства организации, обосновав необоснованность предъявленных требований. Но всем понятно, что вслед за таким приемом на работу последует увольнение, для которого уже будет найден благовидный повод.
Московская служба занятости