Насилие среди молодежи становится нормой. Его исповедуют дети сегодняшние и дети вчерашние. Почему? Включите телевизор, пробегитесь по каналам, и вам всё станет ясно. Они просто делают «copy-paste», подражая своему очередному герою. Неважно, положительный он или отрицательный, — главное, что герой.
Насилие льется с экранов. Самые разные передачи, от мультфильмов до новостных сводок, не стесняясь, пичкают нас откровенно шокирующими сценами. Результаты налицо: эти сцены перестают шокировать и превращаются в неотъемлемую часть реальности.
Человек учится на примере, так уж он устроен. Даже если лишить ребенка интернета и телевидения, это не помешает ему перенимать нравы сверстников, среди которых процветает словесное, физическое и сексуальное насилие. По прошлогодним данным Министерства просвещения, более 5% детей носят в школу оружие, в том числе огнестрельное.
У психологов есть свой извечный вопрос: общество или наследственность? Чьим продуктом является человек? Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, первым выделил в нашем подсознании внутреннюю и внешнюю составляющие. Он принимал во внимание оба фактора: и окружение, и наследственность — однако предпочтение отдавал врожденным свойствам.
С другой стороны, Беррес Фредерик Скиннер, основоположник бихевиоризма (науки о поведении), главный упор делал на воздействие среды. Он считал общество единственным фактором, определяющим наше поведение: «Дайте мне ребенка, и я сформирую из него что угодно». Неважно, каким ты родился — создав соответствующие условия, из тебя можно вырастить адвоката либо вора.
Альфред Адлер, основатель школы индивидуальной психологии, тоже утверждал, что человек — прежде всего, общественное создание, нуждающийся в окружении, для того чтобы развиваться
Насилие среди молодежи во многом обусловлено семьей, местожительством, экономическим положением, средствами массовой информации, воспитанием — короче говоря, спецификой окружения. Из этих кусочков мозаики складывается такой образ мыслей, который позволяет насилию войти в привычку.
И напротив, предположение о том, что кризис вызван врожденными пороками, остается необоснованным.
Окружение — единственный фактор воздействия на ребенка, а в наше время основным компонентом окружения стали массмедиа и каналы коммуникативной связи. Будем логичными: именно медиа всех сортов вызывают насилие в детской среде. Не зная, как вести себя в конкретной ситуации, ребенок неосознанно извлекает из памяти готовый шаблон, увиденный на одном из экранов, и действует соответственно.
День ото дня человечество становится все более эгоцентричным. В результате люди отстраняются друг от друга, и прежние нормы социального общежития растворяются в едком смеси непримиримых желаний. Человек сосредотачивается на удовлетворении собственных потребностей и безжалостно устраняет любые препятствия на пути.
....Здоровый эгоизм скажите расскажите это родителям тех детей, которые пали его жертвой. Под самодовольной маской скрывается болезнь, запущенная до смерти....
В здоровом обществе человек относится к другим так же, как к себе — с любовью и уважением. «Где это видано?» — спросите вы. В ответ я приведу один маленький пример.
Тяжелобольной наотрез отказывается от лечения под тем предлогом, что ему не так уж плохо и вообще его ни кто не понимает. Тогда, исчерпав все методы убеждения, врач задает ему простой вопрос:
— Жить хочешь?