Текст длинный, букв много..но сама статья очень интересная))...нашел, прочитал...и вроде бы все прояснилось...
На протяжении всего периода развития человеческой мысли человечеством предпринимались многочисленные попытки исследования понятия любви. Результаты этих исследований зачастую бывали взаимоисключающими - от понимания любви как приукрашенного, очеловеченного инстинкта размножения до очищенного от всякой сексуальности, возвышенного, в некотором смысле, трансцендентного чувства. Фактом остается то, что и по сей день не выработано окончательной концепции теории любви: ее происхождения, предназначения и даже единого определения. Вместе с тем, данное чувство играет большую роль как в формировании личности человека, так и в его самореализации, что придает созданию такой теории особую важность.
Попытаемся взглянуть на проблему, учитывая имеющиеся на данный момент наработки по этому вопросу.
По всей вероятности, следовало бы дать вначале определение того чувства, которое мы собираемся исследовать. Однако, как уже было сказано, единого определения любви не существует. Более того, такого рода определение существенно ограничило бы нас в нашем исследовании. Можно лишь сказать, что нас интересует достаточно интенсивное чувство личности (субъекта любви) по отношению к кому-либо или чему-либо (объекту любви), выражающееся в предпочтительном положительном отношении, неоднозначно зависящим от объективных качеств этого объекта. Как следует из сказанного, нами будет рассмотрено данное чувство не только в отношении потенциального или реального брачного партнера, но и в отношении других людей, животных, предметов и нематериальных понятий.
Исследуя понимание любви самими субъектами любви, можно отметить, что данное понимание в более или менее значительной степени различается у разных индивидуумов. Из чего иногда делается вывод, что любовь у разных людей проявляется по-разному и такое проявление зависит от уровня социально-культурного развития личности. С равным успехом можно было бы предположить, что под словом "любовь" подразумевается не одно чувство, а группа чувств, и то, какое именно чувство индивидуум определяет как любовь, зависит от известных социально-культурных причин.
Еще древняя философская мысль вычленила в человеке три основных составляющих: физическую, душевную и духовную. Соответственно были вычленены и три составляющих любви, которые в греческом языке обрели имена собственные: соответственно эрос, филео и агапе. Эрос выражает эстетизированное половое влечение к объекту любви; филео выражает увлеченность, пристрастие к объекту; агапе выражает самоотверженную сердечную привязанность.
В чистом виде эрос - проявление инстинкта размножения в отношении физически субъективно привлекательной особи противоположного пола (эротическое влечение к объекту, не являющемуся лицом противоположного пола, имеет более сложную природу, что требует отдельного рассмотрения).
Филео в чистом виде представляет собой увлеченность человеком (друг, кумир), предметом, занятием (напр. хобби). Для филео характерно то, что субъект замечает положительные качества объекта и игнорирует отрицательные.
Агапе в чистом виде выражает привязанность к человеку (напр. родственнику) или понятию (напр. Родине, семье, Богу). Агапе характеризуется тем, что субъект замечает не только положительные, но и отрицательные качества объекта, что, однако, никак не сказывается на интенсивности чувства. Можно предположить, что агапе является основой человеческой социальности.
Рассмотрев вкратце составляющие любви, можно перейти к описанию ее строения. На этот вопрос, однако, тоже существуют разные взгляды.
Одну из теорий можно было бы назвать теорией последовательного развития. Суть ее в том, что субъект вначале испытывает по отношению к объекту только эрос-составляющую, затем к ней может добавиться филео-составляющая, а потом и агапе-составляющая. Именно такую последовательность обычно имеет развитие чувства между потенциальными брачными партнерами. Однако, признав истинность данной теории, придется признать, что любовь субъекта по отношению к объектам, не являющимся потенциальными брачными партнерами (родственники, животные, Родина и т.д.), также имеют сексуальную составляющую, пусть даже подавленную сознанием субъекта. Данная теория обычно ассоциируется с именем З.Фрейда. Представляется, однако, что такая теория отнюдь не является универсальной.
Другую теорию можно было бы назвать комбинаторной. Она заключается в том, что из трех известных составляющих можно составить семь комбинаций, как то:
1. Эрос.
2. Филео.
3. Агапе.
4. Эрос + Филео.
5. Филео + Агапе.
6. Эрос + Агапе.
7. Эрос + Филео + Агапе.
Данная теория прекрасно может объяснить то, как в обществе могут спокойно сосуществовать такие выражения как "Бог есть любовь" и "давай займемся любовью".
В самом деле, выходит, что за словом "любовь" скрывается семь более или менее родственных, но все же различных чувств. Которые, будучи помноженными на тип характера человека и его темперамент, дают значительное многообразие тех чувств, которые определяются универсальным словом "любовь".
Вместе с тем, данная теория подразумевает, что развитие чувства субъекта (например, уже упомянутая последовательность Эрос —> Эрос + Филео —> Эрос + Филео + Агапе) может происходить только дискретно (ступенчато), с резким переходом от одной фазы к другой.
В качестве более универсальной теории можно предложить теорию изменяющихся пропорций. Суть ее в том, что у субъекта любви в данный конкретный момент времени имеются все три составляющие любви определенного уровня интенсивности, причем одна или двесоставляющие могут быть равны нулю и со временем может изменяться интенсивность одной или нескольких составляющих. Таким образом, и теорию последовательного развития, и комбинаторную теорию можно было бы рассматривать как частные случаи теории изменяющихся пропорций.
Другим важным вопросом теории любви является вопрос о том, является ли способность любить врожденной или приобретенной. Ответ на этот вопрос далеко не однозначен.
По современным данным, в головном мозге человека определены области, отвечающие за такие три типа эмоций как вожделение, страстное увлечение и привязанность, которые и являются выражением эрос-, филео- и агапе-составляющих любви. Каково же биологическое назначение этих эмоций?
Несмотря на некоторый эстетизм эроса, биологическое предназначение вожделения очевидно - продолжение рода. При этом субъект отдает предпочтение субъективно более привлекательному объекту.
Существуют следующие теории привлекательности:
а) Теория рациональности, по которой субъект отдает предпочтение тому объекту, качества которого обеспечивают наиболее эффективное функционирование в данных конкретных условиях, либо были эффективны в какой-либо исторический период. Таким образом, эту теорию можно подразделить на историческую рациональность, сохраняющую наследственные признаки вида, и сиюминутную рациональность, несущую изменчивость.
б) Теория комплиментарности, по которой субъект отдает предпочтение тому объекту, который является оптимальным генетическим дополнением к наследственным качествам самого субъекта. Фактически, по данной теории выбирается не наиболее эффективный партнер, а наиболее эффективное потомство.
Другие теории привлекательности не ограничиваются физической привлекательностью в чистом виде.
Менее очевидно предназначение страстного увлечения, или филео-составляющей любви. Страстное увлечение характеризуется псевдообъективным отношением к объекту, при котором высокая положительная оценка дается объекту за его мнимые или существенно преувеличенные положительные качества, в то время как отрицательные качества приуменьшаются либо игнорируются.
Для страстного увлечения характерно повышенное продуцирование организмом ряда веществ, обладающих стимулирующим и эйфоризирующим действием, которые для удобства обозначим как филеогенные вещества. Результирующая эйфория и является, по всей вероятности, объяснением столь некритичного отношения субъекта к объекту своего чувства.
В качестве объяснения биологической необходимости страстного увлечения обычно приводится утверждение о том, что данное чувство необходимо для возникновения желания создания семьи или, по крайней мере, для гарантированного зачатия и рождения потомства (стадия страстного увлечения у потенциальных брачных партнеров обычно не превышает 12 месяцев).
Ни в коем случае не отвергая данное утверждение, следует, однако, заметить, что такое объяснение никак не разъясняет увлечение объектами, не являющимися потенциальными брачными партнерами (друзья, предметы коллекционирования, любимое дело и т.д.). Представляется не вполне справедливым трактовать все увлечения исключительно как сублимацию желания создать семью. Тем более, что по отношению к потенциальному брачному партнеру субъект имеет достаточно выраженное вожделение, что не позволяет рассматривать увлечение в чистом виде. В чистом же виде, хотя индивидуум испытывает субъективно менее сильные эмоции, тем не менее, объект увлечения так же помещается в центр жизненных интересов субъекта.
По всей вероятности, страстное увлечение следует рассматривать как основу механизма целеустремленности. В нормальных условиях обстоятельства диктуют индивидууму наиболее актуальную с биологической точки зрения цель, которая сама или ступени в ее достижении и становятся объектом страстного увлечения. Действительно, более успешной тактикой в достижении поставленной цели является некритичное к ней отношение по сравнению с тактикой непрерывного раздумывания, так ли уж необходимо достижение данной цели.
В сфере межполовых взаимоотношений после того, как субъект определил для себя наиболее привлекательного партнера, ему необходимо добиться взаимности, что зачастую связано с большими или меньшими трудностями. Для достижения этой цели и включается механизм целеустремленности, который в данном случае концентрирует внимание субъекта на выбранном объекте, не позволяя ему отвлекаться на столь же или даже более привлекательных партнеров. Легкая доступность партнера не вызывает необходимости включения данного механизма. Именно это и является причиной того, что в обществах, где культивируется свобода сексуальных отношений, основной проблемой становится отсутствие ярких, сильных эмоций в отношениях между полами.
Одной из причин дисфункции филео-чувства может являться неправильное воспитание в детстве, выражающееся в чрезмерном потакании желаниям ребенка, либо наоборот - полного игнорирования таковых желаний.
К числу проблем работы механизма целеустремленности также следует отнести блокирование жизненных интересов индивидуума какой-либо нереализуемой целью. Сюда же, видимо, следует отнести постановку данным механизмом целей, неадекватных требованиям обстоятельств, что может проявляться в виде навязчивых желаний субъекта.
Что касается чувства привязанности, то его предназначение обычно объясняется необходимостью создания устойчивой семьи. Вместе с тем, агапе-составляющая в широком смысле является заявлением субъекта о своей идентичности с объектом любви. Это чувство является основой социальности человека и служит самоорганизации человечества в структуры семья-род-племя-народ. Кажущийся альтруизм агапе-составляющей любви в действительности является переносом эгоистического отношения к самому себе на человека или группу людей "таких же как Я".
Любовь в религиозном понимании подразумевает именно агапе в отношении единоверцев, позволяющее создать религиозное сообщество, и (или) в отношении божества, что, будучи идентификацией верующего с воплощением идеальности, имеет для субъекта огромное нравственное значение.
Физическая (несексуальная) близость объекта привязанности вызывает продуцирование в организме субъекта веществ, определяющих состояние субъекта как комфортное.
По-видимому, именно агапе, а никак не эрос в отношении родителя противоположного пола, может служить объяснением выбора субъектом брачного партнера, схожего с указанным родителем.
Таким образом, мы приходим к выводу, что все три составляющих любви являются биологически обусловленными. То есть способность любить есть врожденная способность человека и в значительной степени определяется наследственными и половыми особенностями строения головного мозга и соотношения продуцируемых организмом филеогенов, эндорфинов и половых гормонов.
Вместе с тем, мы не можем утверждать, что чувство, испытываемое конкретным индивидуумом, имеет исключительно наследственную природу, не зависящую от воспитания. Окружающая среда и личный опыт оказывают влияние как на развитие соответствующих участков головного мозга, так и на формирование психики, которая и управляет в значительной степени функционированием данных участков.
Известные на сегодняшний день различия в строении головного мозга у мужчин и женщин позволяют объяснить соответствующие различия в проявлении чувства любви у разных полов. Мужской мозг при большей массе характеризуется меньшим количеством нервных связей между различными участками, чем женский. Таким образом, большинство мужчин четко разделяют половое влечение, пылкую влюбленность и сердечную привязанность: активация участка мозга, отвечающего за одну из составляющих любви, не оказывает непосредственного влияния на другие участки. У женщин же такого четкого разделения нет, и возбуждение одной из составляющих любви может вызывать рефлекторное возбуждение других составляющих.
Именно этим можно было бы объяснить то, что скрытая бисексуальность женщин многократно превышает соответствующую бисексуальность мужчин: там, где мужчины чувствуют исключительно дружбу, женщины могут чувствовать еще и половое влечение.
Следует также отметить, что дисфункция центра страстного увлечения может приводить к снижению или полному угнетению жизненных мотиваций; дисфункция центра сердечной привязанности может приводить к асоциальному поведению личности. По данным признакам зачастую ставится диагноз психического заболевания, в связи с чем следует подходить к этому очень дифференцированно, учитывая наличие в истории индивидуума соответствующих психотравмирующих обстоятельств.
Представив в общем действие отдельных составляющих любви, мы можем представить возникновение и развитие любви по отношению к потенциальному брачному партнеру (подразумевая в данном случае под любовью чувство, в котором проявляются все три составляющих).
Встретив объект, выделяющийся по привлекательности относительно других имеющихся в наличии объектов, индивидуум начинает испытывать по отношению к этому объекту выраженное эротическое чувство. Напомню, что понятие привлекательности является в значительной степени субъективным.
В случае невозможности удовлетворить половое влечение - в силу социо-культурных причин либо по причине отсутствия взаимного влечения - и в случае, если объект представляется обладающим некоторыми положительными душевными качествами, важными с точки зрения субъекта в плане создания семьи, у субъекта появляется чувство страстного увлечения. Как уже было сказано, положительные качества объекта преувеличиваются, отрицательные приуменьшаются, объект наделяется несуществующими достоинствами. Сам объект или его образ вызывает у субъекта возбуждение нервной системы, проявляющееся, прежде всего, в повышении артериального давления и учащении сердечных сокращений. Поведение объекта, определяемое субъектом как положительное к нему отношение, может вызывать выраженную эйфорию и наоборот, отрицательное отношение или относительно длительная разлука вызывает дисфорию, подавленность. В случае чередования объектом "положительного" и "отрицательного" поведения реакция субъекта усиливается и закрепляется. Если на этой стадии происходит резкий разрыв взаимоотношений с объектом, у субъекта могут возникнуть известные психологические проблемы ("зацикливание" на мыслях об объекте, утрата жизненных интересов, склонность к суициду).
Вне зависимости от наличия или отсутствия общения с объектом, он постоянно присутствует в мыслях субъекта, что в конечном итоге вызывает чувство привязанности. В этом случае при наличии объекта в непосредственной близости субъект ощущает чувство комфорта. При достаточно сильной интенсивности чувства субъект начинает идентифицировать себя с объектом как одно целое. При этом, выполняя какое-либо действие, субъект может себе представлять, как это действие выполняет объект (например, улыбаясь представлять себе улыбку объекта). К телу объекта отношение может быть такое же, как к своему собственному (так называемое размытие границ тела).
Следует отметить, что в развитии агапе-составляющей большую роль играет сходство уровня социально-культурного и интеллектуального развития, а также, отчасти, внешнее сходство объекта с членами семьи (рода) субъекта.
В силу того, что участок мозга, отвечающий за страстное увлечение, не может постоянно находиться в возбужденном состоянии, то при достаточно длительных положительных взаимоотношениях субъект теряет способность эйфорически реагировать на все положительные действия объекта. В связи с чем субъект перестает связывать чувство эйфории с объектом и страсть проходит. По некоторым данным, это чувство продолжается 3-12 месяцев. Вместе с тем, частые непродолжительные разлуки или периодическое отрицательное поведение объекта по отношению к субъекту могут значительно продлить данное чувство.
Вышеописанная последовательность развития любви не является универсальной и может отличаться у конкретного субъекта. Так, например, субъект с изначально большой агапе-составляющей будет предпочитать потенциальных брачных партнеров, ассоциирующихся с кем-либо из родственников. А субъект с пониженной возбудимостью эрос-составляющей и высокой филео-составляющей будет прежде всего обращать внимание на наличие определенных положительных социальных качеств (яркий пример - влюбленность девочек-подростков в известных актеров и эстрадных исполнителей).
Говоря о любви, нельзя обойти стороной чувство ревности. Это чувство является реакцией на то, что объект любви не только отвергает притязания субъекта на взаимное чувство, но и предпочитает ему другого индивидуума. Проявляется в виде агрессии, направленность которой зависит, в числе прочего, от ведущей составляющей любви в чувстве конкретного субъекта. Так при ведущей филео-составляющей агрессия проявляется не против "идеального" объекта, а против "во всем виноватого" соперника, либо против "недостойного" себя. При ведущей агапе-составляющей субъект может диссоциировать объект с собой и ассоциировать с соперником, в результате чего в отношении объекта проявляется такая же агрессия, как в отношении соперника.
Что касается изучения устойчивости браков, заключенных по любви, в сравнении с браками, заключенными по другим причинам, здесь следует учитывать следующее. Результаты соответствующих социологических исследований базируются на субъективном мнении респондентов относительно причин заключения брака. Вместе с тем, как уже было сказано, понимание любви разными респондентами тоже разнится. Все это вносит большую погрешность в результаты подобных исследований. Мы можем говорить о значительном влиянии агапе-составляющей любви на степень устойчивости брака. В то же время, в развитии агапе-составляющей важную роль играет достаточная продолжительность фазы взаимоотношений, называемой ухаживанием. Таким образом, можно констатировать, что процесс относительно длительного ухаживания, считающийся многими порождением социальных условностей, в действительности играет важную биологическую роль.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что любовь является в жизни человека, пожалуй, самым важным из сложных чувств. А способность человека в результате любви самоидентифицироваться как одно целое с воплощением идеальности (пусть даже воображаемым) играет величайшую роль в процессе нравственного развития человека и человечества в целом.