КАК ПРАВИЛЬНО ХОДИТЬ НА СОБЕСЕДОВАНИЯ
C некоторым из нижеописанного пришлось столкнуться самому. Но это не мой, а честно скопипащенный труд. Может кому-то будет пользительно:)
Перед тем как переступили порог фирмы
Вы должны четко знать сколько денег “стоите”, или, говоря точнее, сколько расчитываете стрясти за свои услуги с этой конкретной компании, то есть нужно хорошо знать предложение на рынке, нужно представлять себе чего ждать от компании - навести справки как оно там всеми возможными способами, не получится добыть информацию про эту контору - не беда, добывайте про подобную - они все друг за другом приглядывают, и стараются удерживать специалистов не хуже чем коллеги-конкуренты.
Вы должны быть адекватным человеком - ну это без комментариев - если Вы неадекватны это не вопрос этой статьи.
Вы должны четко представлять какую хотите сейчас работу - если сами с трудом представляете чего хотите - не беда, самое время определиться, это может быть несколько вариантов - если они более-менее близкие - это нормально воспринимается.
У Вас должна быть “легенда”, которую надо знать идеально и быть готовым “ответить за базар” - то есть если задумали приврать, то это должно быть невозможно проверить, в то время как вся проверяемая информация должна быть соответствующей действительности.
Итак - Вы пришли в некую фирму, которой требуется сотрудник (вариант кадрового агентства рассматривать не будем, он частично совпадет).
Начало:
Действующие лица:
Вы - молодой или опытный специалист в какой-нибудь области.
Менеджер по персоналу.
Бояться менеджера по персоналу обычно не нужно, хотя это будет наверное главный источник коварства на вашем пути к трудовому договору, и они любят напускать на себя черезмерно серьезный и многозначительный вид, а как же - они великие инженеры человеческих душ, из каждой произнесенной буквы сделают по три вывода, и половина выводов будет Вашим полным разоблачением:) Главная её цель - узнать о Вас побольше, кроме непосредственно должностных обязанностей, установить насколько Вы адекватны, и стоит ли тратить на Вас драгоценное время начальства, а еще над ней висит начальник отдела кадров, которому нужно закрыть вакансию и найти подходящего человека, то есть Вас. В вашей профессии она понимает разве что в общих чертах, о чем скорее всего честно предупредит, хотя узко специальные вопросы задавать начать может, кто их знает, зачем им это надо, может быть просто хотят узнать - а не поплывете ли от таких вопросов.
Ваша главная цель нормально пообщаться с девушкой, выудить по возможности из нее информацию о фирме, которую она сможет дать, ведь Вам тоже нужно знать надо Вам туда на работу или нет.
Первым делом Вас попросят рассказать о себе - продумайте заранее рассказ - пусть будет более-менее связанным, расскажите кратенько свой опыт, чего умеете, что заканчивали и т.п. В случае чего попросят уточнить какие-то моменты. Старайтесь говорить четко, ясно, уверенно излагать факты, не мямлите.
Дурацкие вопросы, и с подковырками:
- Почему вы думаете, что вы подходите на эту должность? (ну раз я тут - значит есть основания так думать)
- Я не знаю… меня папа сюда послал…Ы-ыы
Правильный ответ
- Я видел Ваше объявление и практически все требования мне подходят.
Дебильно этот вопрос звучит, если это они нашли ваше резюме и сами пригласили, а теперь спрашивают - зачем. В таком случае честно отвечайте что это они Вас пригласили и вы еще пока не знаете, подходит вам эта должность или нет, когда узнаете побольше - будете знать точно.
Проверка на адекватность - а вдруг Вы сами не знаете зачем Вы здесь?
- Почему вы уходите с нынешнего места работы? (а также с преднынешнего и еще раньше, и почему из детского сада ушли)
Правильно отвечать без злобной критики и эпитетов в адрес прошлого руководства, даже если они уроды. Если не договорились по деньгам - можно так сказать (главное пытались договориться), если имел место конфликт - подумайте, что Вас не устраивало там и говорите эту причину, например ухудшились условия или что-то еще, ну да, жаль там хуже стало, а уходить не хотелось, и вот пришлось; или - вот нужно не по серьезному подрасти как специалисту, а там нет места для роста.
Можно мстительно поиграть в те же игры и спросить - а почему уходит тот человек, который раньше на этом месте работал (если это действительно так, а не происходит расширение фирмы) - тоже послушайте внимательно - услышите что человек был редиска - бегом оттуда - это плохое место, либо в случае увольнения ожидается скандал и последующие разборки, либо они не в состоянии подобрать не редиску, который им нужен, возможно и вы не подойдете, а надо ли тоаком случае начинать работать? Либо руководитель в этом подразделении любит подставить подчиненных, а сам остаться на коне (как он думает).
- Какая работа вам больше всего нравилась и почему? (вариант - что Вам нравилось на предыдущем месте работы?)
- Валяться на диване и смотреть мультики про Бивиса и Батхеда
Разумеется правильно отвечать что Вам нравятся свойства той работы, на которую претендуете - подумайте заранее - может быть там много общения с людьми, или много новых знаний вобщем чем-то процесс должен нравиться, иначе непонятно нафиг Вы тут - себя помучить?
- Каковы ваши сильные стороны? Не стесняйтесь себя хвалить - Вам зачтется, три - четыре позитивных качества будет в самый раз.
- Каковы ваши слабые стороны? (вариант: перечислите двадцать своих недостатков)
Правильный ответ -
- Ну к чему мне про себя гадости выдумывать…
Не соглашайтесь говорить про себя мерзости, что бы вы не сказали, от Вас ждут что Вы хотите показаться лучше чем есть, а потому сказанное мысленно умножат на десять. Возможно девушка будет упорствовать в стремлении выбить этот ответ, можно не сдаваться, на утверждения что идеальных людей не бывает, отвечать что ей крупно повезло и она как раз сейчас с таким человеком познакомилась в вашем лице. Можно “сдаться” с честью, если чувствуете что её клинит и дальше дело не пойдет, а Вы еще хотели сегодня выспаться, а не пререкаться с ней до утра - придумайте качество, которое можно рассматривать как положительное и как отрицательное в зависимости от контекста, причем в контексте будущей работы оно будет положительным. Одна девушка, после моего твердого отказа придумать про себя негатив (целых 5 негативных качеств)
сказала что я ей понравился и она сама придумает что безобидного про меня туда вписать, после недолгих размышлений написала что я мороженное слишком люблю.
- Ваша самая большая ошибка?
- Встреча с тобой, дочь змеи
Как это ни странно звучит, но на работу требуются люди, которые не ошибаются, одна знакомая девушка попыталась начать откровенничать на такой вопрос, за что была изгнана с позором, так как фирме требуются роботы, которые не могут ошибаться. У вас разумеется были по началу мелкие ошибки, так чтобы больших и самых больших - Вы за собой не припоминаете, пожалуй что так ответить будет правильно.
- Если возникла конфликтная ситуация по работе, что делать будете?
- На этот случай я ношу с собой кастет
Возможно тут менеджеры по кадрам часто слышат бестолковые ответы, но если я отвечаю правду - то есть что бороться на смерть я буду только по принципиальным вопросам, от которых зависит успех дела, а по непринципиальным на уступки пойду без проблем, они воспринимают с восторгом.
- А у Вас сейчас есть еще другие предложения о работе?
А как же! Все просто рвут Вас на части, засовывая за резинку трусов доллары и евро. Если удастся ловко провести идею что Вы супер ценный специалист, который прямо через два дня должен принять окончательное решение, кому отдать свои силы, то есть шанс что фирма начнет торговаться и процесс Вашего зачисления в штат существенно ускорится, если есть такая возможность. Если чувствует в себе силы - попробуйте.
- Как Вы представляете свое будущее через пять-десять лет?
- Деточка, очнись, на дворе XXI-й век, через год тебя продадут в восточный бордель, через пять эту фирму закроют, а через десять те кто не смог изучить автомат Калашникова, будут изучать Китайский язык
Как ни странно, фирма, не планирующая своего будущего более чем на год, ждет долговременных планов от Вас. Что поделаешь, придется их порадовать планами по работе, великим продвижением как специалиста, глвное - рост “вширь” - вы не планируете подсидеть босса.
- Какие планы на личную жизнь?
- Совратить тебя прямо здесь, на столе, детка
Вообще-то планы на личную жизнь это не их дело, человек им свой труд продает, а не душу. Безопасный ответ будет классическое “Родить дом, построить дерево, посадить сына”. Компании лучше относятся к людям семейным и с детьми, им всегда есть что терять, они более сговорчивы и управляемы.
- Свободное время как проводите?
- Sex, drugs & Rock’n'Roll!
Восторг вызывают экстремальные виды спорта, нейтральный ответ чтение книг, саморазвитие по специальности. Выбирайте сами.
- Как у вас в коллективе отношения складываются?
Правильный ответ:
- Я человек команды, легко договариваюсь с людьми, готов оказать помощь команде, и сам не откажусь, если мне чем помогут.
Если это не соответствует действительности - работайте над собой, психи одиночки давно никому не нужны, в моде групповое помешательство и одержимость идеей (правильные идеи для одержимых генерирует босс).
Часть вторая (которая иногда идет вместо первой)
Действующие лица:
Вы, Ваш потенциальный будущий руководитель (возможно не один, а с верными абрэками). абрэков запомните, особенно если это не весь коллектив, весьма вероятно это особо доверенные лица, вливание в их субкоманду должно быть позитивным фактором для карьеры
Пожалуй это наиболее важный этап, если Вы до него добрались. Однажды меня допрашивали четыре человека в течение четырех часов подряд, пытаясь выявить мой образ мышления, и на сколько он совпадает с нужным для них. Несколько раз меня просили решать идиоткие задачи вроде такой - “Дано: круглый пруд, от его края плывет уточка строго на восток, 4 метра, до края пруда, потом плывет строго на север 3 метра до края пруда. Вопрос: какой диаметр пруда?” Или что-то там про пивные бочки, неизменно под хихикание остальных допрашивающих и доверительные комментарии что мол только один из двадцати кандидатов может решить задачку.
Как-то мне дали вводную и просили набросать проект. Проект я набросал, объяснил что как и почему, на что получил ответ -
- Он мне не нравится…
- Почему?- спросил я.
- Тут есть слабые места!
- А как же, где их нет?
- Ну мне не нравится.
- Хорошо, можете сказать как лучше было сделать?
- Не могу, я проектировать не умею и проектами не занимаюсь. - таков был мне ответ.
Чаще общение с шефом происходит по одному из вариантов - либо он интересуется опытом работы и в общих чертах интересуется с чем приходилось иметь дело, либо устраивает допрос с пристрастием с помощью остальных сотрудников переходя от базовых вещей к сложным, необычным проблемам, и обратно к базовым.
Может возомнить себя безумно хитрым спецом по кадрам и начать задавать вопросы с подковырками:
- А вот если Вас захотят переманить друзья на абсолютно такую же работу, но зарплата больше, за какой зарплатой уйдете?
- 30 серебрянников пожалуй хватит
(такая вот проверка на жажду денег)
- Ложь во спасение - было дело, а?
Хыыы! да я тут весь допрос только и делаю что вру во спасение своей будущей зарплаты!
Как версия правильного ответа:
- Было дело, случается что люди, заинтересованные в результате, хотят чтобы я их информировал о ходе дела, но по скольку в деталях они могут ничего не понимать, я могу сэкономить время, если сообщу им неполную информацию.
- А что для Вас самое важное в работе?
Предпочитаю правду говорить - народу нравится. - Чтобы интересно было, зарплата достойная, коллектив хороший. Возможно ключевым моментом является расстановка приоритетов. Скажите, как считаете правильным.
- Представьте себе, Вам поставлена задача, вы чувствуете что успеть нереально, Ваши действия?
- Ну я же понимаю что руководитель эту задачу не сам придумал, к нему она пришла от верхнего начальства, поэтому если действительно нереально её выполнить в указанные сроки, надо распланировать её с детализацией по времени и предоставить план руководителю, чтобы ему легче было убедить остальных боссов скорректировать задачу.
- А если каких знаний нехватает - как искать будете?
- Звонок другу и попрошу комп убрать два неверных ответа
Подумайте - откуда в Вашей профессии берется недостающая информация, возможно какие-то источники предпочтительны, а какими-то лучше не пользоваться ни в коем случае. Помощью сотрудников и книгами наверное лучше не пренебрегать в любой специальности.
Когда работодатель дошел до проверки образа мышления, тут стоит ждать вопросов, выходящих за рамки профессиональных знаний
- Сколько заправочных станций в Москве? А капель в море? А почему у канализационных люков круглые крышки?
Не бойтесь мыслить масштабно, число заправочных станций можно прикинуть в уме, если нужно уточнить условия - вам подскажут, средний расход бензина, средний пробег, количество автовладельцев в городе - и уже можно оценить сколько заправок хватит для обслуживания всего этого автопарка.
То что вы до таких вопросов дошли - это очень хороший признак, по двум причинам - первая - вас скорее всего возьмут, ибо такое спрашивают обычно когда всё остальное устраивает, вторая - ваш руководитель, который такие вопросы подбрасывает, скорее всего не идиот, и возможно сам способен широко мыслить.
В конце Вам расскажут про будущую работу, и зададут вопрос, который в большинстве статей о собеседованиях считается самым важным и многозначительным, самым скверным считается ответ “Ничего”.
- Задавайте Ваши вопросы, что хотите узнать о месте работы?
Немного глупо с их стороны делать далекоидущие выводы из единственного ответа, но как ни прискорбно после столь длительных допросов у Вас может не оказаться никакого желания спрашивать что-то еще самому. Можно поспрашивать по ходу рассказа о фирме, и вакансии, тогда может и не придется больше выдумывать что спросить, или попросить таймаут - мол, сейчас вопросов нет, но они наверняка появятся, и если это возможно, то хотелось бы их задать позже по телефону. Впрочем, если вопросы есть - задайте обязательно, ведь Вам тоже надо определиться - подходит работа или нет, это только с точки зрения работодателя его предложение такой подарок, что в пору собирать налог “за право работы на Скруджа МакДака”.
Запомните главное - ваша задача не сводится к правильным ответам на все вопросы, нужно показать себя конкретным таким человеком, производящим хорошее впечатление на всех с кем пообщались